Миссионерский отдел Тульской епархии

С ног на голову

07.08.2015

Этим летом различные новомодные учения оккультного псевдовосточного толка заявляют о себе особенно часто. И вот близится очередной йога-шабаш в Туле. Название его, как всегда, громкое, а на пиар-компанию затрачены усилия, поскольку устраивают это зрелищное мероприятие люди знающие толк в рекламе – вечном двигателе торговли.
Фестиваль «ЙогаДар» уже проходил в Тульском парке, и год от года растет число его … нет, не участников, но организаторов – различных «учителей» йоги.
Сотрудники Миссионерского отдела Тульской епархии вместе с волонтерами постоянно посещают эти шоу, наблюдая порой нелепые сцены «приобщения» россиян к этому направлению.
– На Западе – в Европе и Америке, – йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре, – рассказал заместитель руководителя Миссионерского отдела Алексей Викторович Ярасов. – В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других – как комплекс физических упражнений для оздоровления тела. По счастью, стать приверженцами этого модного направления в нашей стране стремятся не многие, а лишь те, кто считает себя «продвинутым».
Их привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, особая техника дыхания, направленные на улучшение работы внутренних органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития.
Но не надо забывать, что йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию.
Физические упражнения, развитые в йоге, по сути, являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». А йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями…
К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение.
«К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Но любовь, милосердие, сострадание – все это не для буддиста, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно: их сознательно подавляют.
Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье», – пишет православный журналист Валерий Духанин.
Православный религиовед священник Михаил Плотников, много лет посвятивший изучению религиозных традиций Индии, в одном из интервью напоминает, что «йога – это монашеская практика, которая подразумевает вначале отказ от противоестественных желаний (то есть от греховных, порочных желаний), затем – от естественных желаний (брака, карьеры и проч.), потом – вообще от всех желаний.
Далее, отец Михаил специально останавливается на разоблачении некоторых мифов о йоге, распространяемых ее западными приверженцами: «Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это ложь, миф... Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости... Не смотря на то, что все они, за исключением женатых шиваитов, дают обет безбрачия, подавляющее большинство йогинов оказались больны хроническими венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами...»
Вот, что думают православные священники о йоге.
«Йога - это грех. Православие и йога несовместимы. Они настолько же разнятся, как для желающего перебраться на другой берег реки лодка и камень на шее. Йога - это жестокий самообман, не стремление к Богу, а желание самому стать Богом. Стерегитесь этого».
«Аскетика православия и аскетика йоги действительно похожи – но только на первый взгляд. На самом деле разница огромнейшая. Православный подвижник, совершая подвиг, укрепляется в смирении, углубляется в видении своих грехов, своих недостатков, начинает плакать о своих грехах. А йог, когда занимается своими упражнениями, тем больше укрепляется в гордыне, превозносит себя, считая, что становится всемогущим».
«Невозможно служить двум господам – невозможно православному христианину использовать нехристианские духовные практики.
Потому что тело есть продолжение души, и если мы не приемлем йогу в ее мистическом аспекте, то логически отрицаем и в практическом!
Если же есть желание развивать или укреплять тело, то, кроме здорового христианского образа жизни («во всяком благочестии и чистоте»), можно умеренно заниматься теми видами спорта, которые не имеют столь сомнительных корней».
Общаясь с молодежью в «Измайлово», Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посоветовал не смотреть криминальные сериалы, а заниматься спортом. Однако оговорился, что «в современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, а на ее разрушение». Например, Патриарх считает что с йогой лучше быть осторожнее. Он отметил, что практикующие йогу люди живут другими, не российскими и не православными ценностями и идеалами. Об этом говорится в статье «Новых известий» «Неформальный разговор».

Пресс-служба Миссионерского отдела


© Миссионерский отдел Тульской епархии, 2011.