Миссионерский отдел Тульской епархии

Что там, под страшной маской?..

20.10.2014

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.
Хэллоуин в самой меньшей степени является невинным карнавалом, но он является экспансией западной культуры, которая уже все у нас захватила. Здесь же есть такой момент: если людям открыто предложить поклоняться дьяволу, то они не согласятся, а вот так, полушутя – вроде и можно. К сожалению, в последние 20 лет этот праздник активно насаждался в нашей стране, в том числе и в детских учебных заведениях.
Всегда серьезное поклонение чему-либо начинается с шутки, поэтому тут стоит всем нам задуматься о смысле проведения Хэллоуина, пришедшего в Россию с Запада, что ведет к концу христианства. Ведь мало кто помнит настоящую историю Хэллоуина: корни праздника к его нынешней сути сегодня не имеют никакого отношения, хотя он как был, так и остается языческим.
В этом празднике присутствуют однозначно ритуальные и магические элементы – вызывание духов умерших, что категорически запрещается еще Ветхим Заветом. Это, по сути, антихристианский праздник, где по незнанию люди играют в то, во что играть нельзя. Неоднократно фиксировались случаи, когда дети, принимавшие участие в этом празднике просто сходили с ума. Если мы думаем о будущем страны, о будущем народа, то в первую очередь нужно заботиться о духовном здоровье. По крайней мере, в школах этот праздник должен быть полностью под запретом, включая и его символику.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, обратил внимание на методы, которыми Хэллоуин внедряют в сознание подрастающего поколения. «В завуалированной форме это пытаются внедрить в школы. Например, в качестве знакомства с английской культурой», – отметил священник. Тем самым, по его словам, «ребенка, не знающего элементарных правил духовной безопасности, ввергают в область тьмы, в область духовной смерти».
Священник назвал «элементарным искажением правды» совершение оккультных и магических обрядов «под видом культурного просвещения». «С этим злом нужно бороться словом правды и настоящего духовного просвещения», – заключает отец Андрей.
Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как повелителя смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных подданных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.
Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.
Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей святой Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам cатана, лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.
Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы, а в древние времена использовались и другие овощи, приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.
Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.
На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.
Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.
«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.
Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего», – пишет епископ Александр (Милеант).
Против празднования Хеллоуина постоянно выступают священнослужители Русской Православной Церкви, есть примеры борьбы с этим «торжеством» в России представителей светских властей. Так, министр образования Карелии Ирина Кувшинова, в своем письме, разосланном руководителям образовательных учреждений и чиновникам в июле этого года, призывает привлечь внимание к тому, что «праздник Хэллоуинн, как считают ученые Института семьи и воспитания, а также Института педагогических инноваций, имеет однозначно негативные последствия для учебно-воспитательного процесса и его участников. Наличие в мероприятиях Хэллоунна элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования в образовательных учреждениях, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся».
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове считает, что Хэллоуин является своего рода учебной практикой, подготовкой детей к неподобающей деятельности. «Устами архиепископа Луки Церковь предупреждает общество о духовной опасности «празднования» Хэллоуина» для нравственного и психологического здоровья людей, особенно молодежи», – сказал священник. По его мнению, переодевания в костюмы нечистой силы, манипуляции и поедания «частей тела мертвецов», их «крови» – это «настоящая демонизация сознания», «игровая имитация людоедства».
Сославшись на опыт психологов и педагогов, священник подчеркнул, что Хэллоуин – «не просто забава, а один из основных видов обучения, приобретения навыков, это подготовка к дальнейшей деятельности». По его словам, от того, во что играют дети сегодня, в большой степени зависит то, что они будут делать в будущем. «Те, кто распространяет подобные «праздники» и игры (в т.ч. и компьютерные стрелялки, ужастики), виновны перед Богом и обществом в духовном убийстве и шизофренизации сознания молодежи. А Постановление правительства Москвы от 25.02.2003 N2-33-20 о запрете празднования «Хэллоуина» в учебных заведениях никто не отменял. И, слава Богу!»

Пресс-служба Миссионерского отдела


© Миссионерский отдел Тульской епархии, 2011.